Материально-техническое снабжение Вашего дела!

Новости. Обзор техники

САМЫЙ-САМЫЙ САМОСВАЛ
01.11.2018

САМЫЙ-САМЫЙ САМОСВАЛ

       

Самосвал МАЗ-205 всегда занимал

и будет занимать особое место в

истории Минского автомобильного

завода, хотя бы только потому, что это

первенец автогиганта. Но и во многом

другом МАЗ-205 – самый-самый.

1. Первый серийный автомобиль МАЗа.

2. Несколько лет был единственным  автомобильным изделием МАЗа.

3. Модель, объемы выпуска которой на протяжении 19 лет производства стабильно только росли.

4. Некоторое время был единственным тяжелым самосвалом в СССР, выпускавшимся серийно.

5. Первый экспортный автомобиль Минского автозавода.

       Не секрет, что изначально МАЗ-205 – ярославская конструкция, разработанная и освоенная в производстве сначала на ЯАЗе. Но звездный час этих машин пришел уже, конечно, в минский период их истории.

        Началось все осенью 1947 года. Первые экземпляры, как тогда было принято, собрали еще вручную из ярославских «машинокомплектов» к очередному юбилею Октябрьской революции. В 1947-м Великому Октябрю исполнялось 30 лет, и к этой дате собрали первые пять машин. Всего же в 1947 году собрали 18 единиц.

        В 1948-м осуществлялась отработка технологии серийного производства, но выпуск все еще был небольшим – 206 штук. В 1949 году уже можно было говорить о массовости. Тогда МАЗ собрал 1 207 самосвалов. А в дальнейшем рост объемов выпуска шел только в гору: 2 394 – в 1950-м, 3 501 – в 1951-м.  Далее прирост постоянно составлял несколько сотен в год. На рубеже 1950-60-х Минский автозавод собирал более 7 000 таких самосвалов в год, в 1962-м и 1963-м – более 8 000 машин в год.

        Несколько слов о конструкции этого грузовика. Они оснащались 4-цилиндровыми двухтактными дизелями ЯАЗ-204А (4650 см3, 110 л.с.), основой которых были американские моторы GM 471. Грузовики были оборудованы 5-ступенчатыми коробками передач Ярославского завода, пневматическим приводом тормозов, дерево-металлической кабиной и дисковыми колесами.

        На МАЗ-200 впервые в СССР были применены синхронизаторы на всех передачах переднего хода, высшая ускоряющая передача, топливный насос высокого давления. В системе питания двигателя появился нагнетатель, а подвеска передних рессор к раме осуществлялась через резиновые подушки. И совсем новинкой стал тахометр, устанавливаемый на приборной панели.

       Кабина с деревянной обшивкой была характерна для самосвалов первых лет выпуска. Уже с первой половины 1950-х поставки стального листа удалось стабилизировать и от обшивки «вагонкой» отказались. Абсолютное большинство МАЗ-205 было выпущено уже с металлической обшивкой кабины.

       Естественно, на протяжении всех лет производства конструкция неоднократно модернизировалась и дорабатывалась. Так, например, начиная с конца 50-х ветровые стекла кабины получили резиновые уплотнители вместо прежних деревянных, с 1958 года мощность двигателя была поднята со 110 до 120 л.с. Постепенно был усилен надрамник, доработана рама. Внедрялось и множество других усовершенствований.

       Практически ни одна стройка Советского Союза не обходилась без МАЗ-205. Это в равной степени можно отнести к Сталинским стройкам начальных 1950-х, и ко всем последующим «Великим стройкам коммунизма» 1960-х, и к самым обычным стройплощадкам по всей территории СССР. МАЗ-205 – непременный участник практически любой кинохроники, снятой на стройках 1950-х, 60-х и даже 70-х годов. Поставлялся МАЗ-205 и на экспорт – на Кубу, в Монголию, в европейские соцстраны.

        В общей сложности самосвал МАЗ-205 находился в производстве более 18 лет – с 1947 года по 31 декабря 1965-го. За это время выпуск модели чуть-чуть не дотянул до 100 000. Согласно статистическим данным производства, всего конвейер МАЗа покинуло 98 720 самосвалов МАЗ-205. Пик производства пришелся на 1964 год, в котором собрали 10 018 самосвалов этой модели.

       На основании этих цифр можно сделать вывод, что МАЗ-205 был одним из самых массовых МАЗов всех времен. Казалось бы, так или иначе должно было сохраниться немало таких машин. Но это не так. Условия эксплуатации были сверхнапряженными, машины никто не жалел и не берег, да и план по сдаче металлолома обязал организации списывать машины полностью...

       Потому из почти сотни тысяч изготовленных машин до наших дней дошло всего несколько экземпляров. Самый известный из сохранившихся МАЗ-205 установлен на постаменте возле центральной проходной Минского автомобильного завода. Еще один экземпляр можно увидеть на постаменте в районе города Братска, в поселке строителей Братской ГЭС. Есть похожий постамент и в городе Заволжье Нижегородской области, в Туле, в Светловодске и Житомире. Ходовые образцы поздних МАЗ-205 сохранились в Москве в музее Мосгортранса, а также в частных руках в Санкт-Петербурге (собранный из нескольких машин).

 Источник: Корпоративное издание ОАО «МАЗ» за 2018 год.


Наши партнеры:

Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.

Подробнее...

AMS - Автомобильные модульные системы, Приокский Машиностроительный Завод (Нижний Новгород)

Подробнее...

Представляем Вам амортизаторы и прочие авто компоненты для техники МАЗ, КАМАЗ, Краз Барановичского автоагрегатного завода — одного из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь. На сегодняшний день завод является одним из ведущих производителей авто компонентов для грузовой и автобусной техники. Сегодня предприятие одно из первых в автомобильной отрасли СНГ по выпуску гидравлических амортизаторов и домкратов для грузовых автомобилей, а также агрегатов, узлов и запасных частей к автотехнике.

Подробнее...

VOLAT "МИНСКИЙ ЗАВОД КОЛЁСНЫХ ТЯГАЧЕЙ" Оригинальные запасные части на технику МАЗ и спецтехнику на базе его шасси. Весь модельный ряд техники МАЗ поставляется с настоящей гарантией, действующей на всей территории РК. МАЗ сегодня – это идеальное соотношения цена/качество современных седельных тягачей, самосвалов, бортовых автомобилей и шасси для различной спецтехники. Прицепная техника МАЗ – это образец надежности и достойного применения на магистральных перевозках, на стройке, в поле, или в качестве несущего полуприцепа изотермического фургона МАЗ-Купава.

Подробнее...

ОАО "Костромской завод "Мотордеталь"— крупнейшее в России и странах СНГ специализированное предприятие по производству полных комплектов деталей цилиндропоршневой группы. Предприятие выпускает четыре компонента: гильзу, поршень, поршневой палец и поршневые кольца.

Подробнее...

Фургонная фурнитура для производства и ремонта изотермических фургонов: петли дверей, опоры труб, замки, рукоятки и т.д. производства ООО “АгатСпецКомплект”, Нижний Новгород, РФ. Продукция изготавливается на основе технологий холодной штамповки и литья пластмасс.

Подробнее...

Многие модели автомобильных прицепов и кузовов производства компании «МАЗ-Купава» завоевали престижные награды на международных выставках и получили положительные отзывы от иностранных специалистов.

Подробнее...

Ориентирован на изготовление ёмкостного, нестандартного оборудования и металлоконструкций по единичным, мелкосерийным и серийным заказам. Согласно приказа Министерства промышленности Республики Беларусь №65 от 30 января 2012 года, ОАО "Гродненский механический завод" включен в состав Производственного объединения "БЕЛАВТОМАЗ". Предприятие выпускает автоцистерны для пищевых продуктов (водовозы, молоковозы), автоцистерны для светлых и темных нефтепродуктов (бензовозы, нефтевозы), автоцистерны для сжиженного газа (СУГ) и иную спецтехнику по индивидуальным проектам.

Подробнее...

Лучшая коммунальная техника российского производства. Надежные мусоровозы, подметально-уборочные машины, ассенизационная, илососная и каналопромывочная техника, комбинированные машины для дорожных работ. Более 10 лет на заводе сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008). Большое внимание на заводе уделяется обеспечению высокого качества выпускаемой продукции. Вся реализуемая продукция сертифицирована.

Подробнее...

Совместное белорусско-германское предприятие закрытое акционерное общество «МАЗ-MAН» — производитель современных большегрузных автомобилей европейского класса для региональных и международных перевозок, строительной и специальной техники, фронтальных погрузчиков ВМЕ.

Подробнее...

БМЕ-Дизель — первый белорусский производитель широкого ассортимента генераторов в различных исполнениях мощностью от 10 до 1000 кВА.

Подробнее...