Материально-техническое снабжение Вашего дела!

Минский Автомобильный заводМинский Автомобильный заводЯрославский моторный завод / Ярославский завод дизельной аппаратурыЯрославский моторный завод / Ярославский завод дизельной аппаратурыBALDWIN FILTERS – лучшая защита для двигателейBALDWIN FILTERS – лучшая защита для двигателейАвтомобильные модульные системы AMSАвтомобильные модульные системы AMSNomakonNomakon
Системы подогрева топлива
WAS - производитель ламп и светоотражающих устройствWAS - производитель ламп и светоотражающих устройствCOMMA - продукты для технического обслуживания Вашего автомобиляCOMMA - продукты для технического обслуживания Вашего автомобиля

Новости. Обзор техники

Пробег века
22.01.2018

Пробег века

Позади - Тяньшаньские отроги,

Каракумы, Каспий и Кавказ…

Эх, дороги, мирные дороги,

Не всегда вы баловали нас.

Были броды, кипенные плесы,

Был над черной бездной «серпантин».

Кубометры бревен под колеса-

Ради метра торного пути.

Ради метра дивной синей дали –

Синие мозоли на руках.

Чтоб потом, на гулком перевале

Намотать на скаты облака…

Эти строки рабочий-поэт Минского автозавода Казимир Гляйхенгаус посвятил самому масштабному автопробегу, в котором когда-либо участвовали грузовики МАЗ.

Речь о пробеге минских грузовиков по всем 15 республикам Советского Союза, который состоялся в августе-ноябре 1973 года. Более масштабных испытательно-пробеговых мероприятий МАЗ не устраивал ни до, ни после.

Почему супер пробег организовали именно в 1973 году?  Во всем Советском Союзе в целом и в БССР в частности любые масштабные свершения любили посвящать каким-нибудь громким датам. Самый большой заводской пробег был посвящен 30-летию Минского автозавода, которое наступало в следующем, 1974 году. И в том же грядущем 1974-м отрасль готовилась отпраздновать другой громкий юбилей – 50-летие советского автомобилестроения.

Как выразились бы сейчас, в то время МАЗ активно «пиарил» тему дальних автоперевозок и внедрения автопоездов в дальние рейсы. Словосочетания «дальний бой» тогда не было, и тех, кого сейчас называют дальнобойщиками, называли дальнорейсовиками.

Помимо грядущих дат, ставших поводом, были еще и задачи. Главная задача стояла так – доказать, что автопоезда МАЗ пригодны для дальних рейсов в разных климатических условиях и их можно эксплуатировать во всех регионах СССР.

Сказано – сделано. В экспедицию снарядили четыре автопоезда и один соло-грузовик. Что это были за комбинации транспортных средств?

Первый автопоезд – МАЗ-504В с полуприцепом. Это был серийный автомобиль к тому моменту. Полная масса – 32,5 т.

Второй автопоезд – МАЗ-514 с прицепом. Полная масса – 37 т. Тогда была выпущена только первая опытно-промышленная партия таких машин.

Третий автопоезд – МАЗ-515Б с полуприцепом. Полная масса – 40,5 т. Тоже из опытно-промышленной партии.

Четвертый автопоезд – MA3-53352 с прицепом. Полная масса – 36 тонн. Это был первый опытный образец.

Пятый соло-грузовик, ставший впоследствии одним из самых знаменитых изделий МАЗа, – трехосный МАЗ-516Б с третьей подъемной осью. Уже из серийных. Мелкосерийное производство стартовало на МАЗе буквально за два месяца до старта пробега.

Характерной внешней особенностью четырех автомобилей пробега были оригинальные фальш-решетки радиаторов, отличающиеся от серийных версий.

А стартовал пробег 13 августа 1973 года. Отправились сначала на восток в сторону Сибири, откуда свернули в Среднюю Азию, а потом через кавказские республики вышли в европейскую часть СССР.

Интересных эпизодов за время пробега случилось огромное количество. Мемуаров хватило бы на пару увесистых томов. Сейчас трудно это представить, но тогда еще не было «федеральных трасс». Да каких там трасс! Элементарно мостов через многие реки не было.

Вспомним некоторые случаи, чтобы передать атмосферу пробега.

В Уфе – столице советской Башкирии – не было моста через одноименную реку. Здесь экспедиция застряла на два дня. Паром, как уверяли в уфимской ГАИ, способен был поднять добрый десяток обычных груженых МАЗов. Но инструкция гласила, что перевозить разрешается машины весом до 8 тонн. Это же было написано и на большом щите около кассы парома. Слепая сила инструкции и задержала экспедицию на берегу этой реки. Бюрократически вопрос улаживали два дня на уровне чуть ли ни обкома КПСС. Следующей проблемой стали габариты автопоездов. Речные паромы не вмещали такие машины. Переправились чудом, по сути, благодаря смекалке.

Сами участники вспоминали, что о дальнейшем состоянии дорог через Урал и дальше, до Омска, они имели самое смутное представление. Встречные водители сообщали только: «А если дождь пройдет – пиши пропало». Оказалось, что дорога от Челябинска до Омска (800 км) представляла собой банально песок и гравий. Преодолели. Участники вспоминали: «Идущие впереди автопоезда тонут в облаках пыли... Нет на участке ни одной обустроенной площадки, на которой можно было бы разместить на ночевку наши машины. Кстати, и в дальнейшем поиск места ночевок был нашей постоянной заботой».

Потом свернули в Казахстан. За Павлодаром дорога практически исчезла. Водители встречных машин предупреждали: от Павлодара до Семипалатинска нет какой-то определенной дороги: есть степь, колею каждый выбирает себе сам.

Вдумайтесь! СССР отправлял людей в космос, а дорог на большей части территории страны банально не было.

После Казахстана экспедицию ждала жара южных районов Средней Азии. Машинам пришлось идти через перевалы отрогов Тянь-Шаня и Памира.

Еще в Миассе, когда гостили на УралАЗе, экспедицию предупредили, что дизельных автомобилей на юге Средней Азии мало, поэтому топливо для них есть отнюдь не на каждой АЗС. В этом экспедиции пришлось убедиться. Был момент, когда караван просто встал, полностью осушив баки. Вопрос дальнейшего движения решили только благодаря «дружбе народов», «административному ресурсу» и спешно организованной в одном из прицепов дополнительной большой емкости с топливом.

Прошли и пустыни Средней Азии, затем кавказские перевалы. После этого пробег по европейским республикам СССР показался легкой прогулкой.

В Минск вернулись, как и было запланировано, к 7 ноября 1973 года. Финиш пробега посвятили очередной годовщине Октябрьской революции. Все машины прошли маршрут без серьезных поломок. Главную задачу выполнили – доказали, что дизельные автопоезда можно эксплуатировать во всем СССР. Сейчас их используют повсеместно, а тогда это надо было доказывать.

Пробег 1973 года был масштабным мероприятием. Не только по тем временам, даже по нынешним он масштабный. Кто знает, может быть, когда-нибудь удастся повторить тот маршрут в память о былых свершениях заводских испытателей?

 

Источник: Корпоративное издание ОАО «МАЗ» за 2017 год.


Наши партнеры:

Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.

Подробнее...

AMS - Автомобильные модульные системы, Приокский Машиностроительный Завод (Нижний Новгород)

Подробнее...

Представляем Вам амортизаторы и прочие авто компоненты для техники МАЗ, КАМАЗ, Краз Барановичского автоагрегатного завода — одного из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь. На сегодняшний день завод является одним из ведущих производителей авто компонентов для грузовой и автобусной техники. Сегодня предприятие одно из первых в автомобильной отрасли СНГ по выпуску гидравлических амортизаторов и домкратов для грузовых автомобилей, а также агрегатов, узлов и запасных частей к автотехнике.

Подробнее...

VOLAT "МИНСКИЙ ЗАВОД КОЛЁСНЫХ ТЯГАЧЕЙ" Оригинальные запасные части на технику МАЗ и спецтехнику на базе его шасси. Весь модельный ряд техники МАЗ поставляется с настоящей гарантией, действующей на всей территории РК. МАЗ сегодня – это идеальное соотношения цена/качество современных седельных тягачей, самосвалов, бортовых автомобилей и шасси для различной спецтехники. Прицепная техника МАЗ – это образец надежности и достойного применения на магистральных перевозках, на стройке, в поле, или в качестве несущего полуприцепа изотермического фургона МАЗ-Купава.

Подробнее...

ОАО "Костромской завод "Мотордеталь"— крупнейшее в России и странах СНГ специализированное предприятие по производству полных комплектов деталей цилиндропоршневой группы. Предприятие выпускает четыре компонента: гильзу, поршень, поршневой палец и поршневые кольца.

Подробнее...

Фургонная фурнитура для производства и ремонта изотермических фургонов: петли дверей, опоры труб, замки, рукоятки и т.д. производства ООО “АгатСпецКомплект”, Нижний Новгород, РФ. Продукция изготавливается на основе технологий холодной штамповки и литья пластмасс.

Подробнее...

Многие модели автомобильных прицепов и кузовов производства компании «МАЗ-Купава» завоевали престижные награды на международных выставках и получили положительные отзывы от иностранных специалистов.

Подробнее...

Ориентирован на изготовление ёмкостного, нестандартного оборудования и металлоконструкций по единичным, мелкосерийным и серийным заказам. Согласно приказа Министерства промышленности Республики Беларусь №65 от 30 января 2012 года, ОАО "Гродненский механический завод" включен в состав Производственного объединения "БЕЛАВТОМАЗ". Предприятие выпускает автоцистерны для пищевых продуктов (водовозы, молоковозы), автоцистерны для светлых и темных нефтепродуктов (бензовозы, нефтевозы), автоцистерны для сжиженного газа (СУГ) и иную спецтехнику по индивидуальным проектам.

Подробнее...

Лучшая коммунальная техника российского производства. Надежные мусоровозы, подметально-уборочные машины, ассенизационная, илососная и каналопромывочная техника, комбинированные машины для дорожных работ. Более 10 лет на заводе сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008). Большое внимание на заводе уделяется обеспечению высокого качества выпускаемой продукции. Вся реализуемая продукция сертифицирована.

Подробнее...

Совместное белорусско-германское предприятие закрытое акционерное общество «МАЗ-MAН» — производитель современных большегрузных автомобилей европейского класса для региональных и международных перевозок, строительной и специальной техники, фронтальных погрузчиков ВМЕ.

Подробнее...

БМЕ-Дизель — первый белорусский производитель широкого ассортимента генераторов в различных исполнениях мощностью от 10 до 1000 кВА.

Подробнее...