Материально-техническое снабжение Вашего дела!

Минский Автомобильный заводМинский Автомобильный заводЯрославский моторный завод / Ярославский завод дизельной аппаратурыЯрославский моторный завод / Ярославский завод дизельной аппаратурыBALDWIN FILTERS – лучшая защита для двигателейBALDWIN FILTERS – лучшая защита для двигателейАвтомобильные модульные системы AMSАвтомобильные модульные системы AMSNomakonNomakon
Системы подогрева топлива
WAS - производитель ламп и светоотражающих устройствWAS - производитель ламп и светоотражающих устройствCOMMA - продукты для технического обслуживания Вашего автомобиляCOMMA - продукты для технического обслуживания Вашего автомобиля

Минский Автомобильный завод / История

История Минского автозавода начиналась с ремонтных мастерских 26-ой танковой  дивизии, входившей в Западном Особом военном округе в состав 20–го механизированного корпуса Рабоче-Крестьянской  Красной Армии. Ремонтные мастерские располагались в местечке Красное Урочище (до 1923 года — Архиерейская роща). Не которые здания казарм из красного кирпича этого воинского соединения довоенных лет сохранились до сих пор.

К 1936 году был выстроен настоящий масштабный военный городок из комплекса казарм, офицерских домов, ряда общественных зданий, ремонтных мастерских. Именно на базе последних, вскоре после захвата немцами Минска летом 1941 года, новая оккупационная администрация решила организовать авторемонтный завод для обслуживания техники вермахта. Строил завод немецкий концерн «Даймлер-Бенц».  В конечном итоге, силами принудительного труда военнопленных и местных жителей, схваченных во время облав на партизан в сельской местности, немцами было построено более тридцати ремонтных павильонов на территории разрушенных казарм Красной Армии. Построенный таким образом завод с более чем пятью тысячами рабочих вскоре стал одним их крупнейших предприятий в оккупированной Восточной Европе. Некоторые из ремонтных павильонов до сих пор сохранились на заводской территории, являясь таким образом уникальным для Минска памятником нацистской архитектуры.

Летом 1944 года наступление советских частей развивалось столь стремительно, что гитлеровцы при отступлении не успели серьёзно разрушить производственные и другие постройки.

Всего через шесть дней после освобождения Минска от немецко-фашистских войск, 9 августа 1944 года, Сталин подписал постановление ГКО №6360 «Об организации автосборочного завода и завода по ремонту танков в районе города Минска».  В нём, в частности, говорилось: «Обязать Наркомсредмаш …….организовать на Минском автосборочном заводе, начиная с IV квартала 1944 года, сборку импортных и отечественных грузовых автомобилей».

Уже в августе 1944 года, был пущен цех ремонта автомобилей, а с 7 ноября предприятие перешло от восстановления старых советских автомобилей и ремонта трофейных M.A.N. к сборке из готовых деталей армейских грузовиков Studebaker, Mack, Ford, Dodge и Chevrolet. Ящики с комплектующими прибывали в специальных железнодорожных вагонах, и для их приемки и установки вначале использовали специальные «ко́злы», а чуть позже построили конвейер, по которому пускали все поступающие грузы. Платформы разгружали вручную. Людям приходилось днем собирать машины, а ночью выходить на разгрузку составов. Смены длились по двенадцать часов. С каждым днем темпы сборки нарастали. Прямо на предприятии готовые автомобили принимала военная приемка и после доводки они сразу же отправлялись на фронт. Только с ноября 1944 года по июнь 1945 года минчане отправили на фронт 5000 автомобилей.

В январе 1947 года из Ярославля прибыли опытные образцы бортового автомобиля ЯАЗ-200 и самосвала ЯАЗ-205. Используя последний за образец, в октябре 1947 года в экспериментальном цехе минчане собрали первые пять «минских ЯАЗов.

Главной проблемой Ярославского автомобильного завода до Великой Отечественной войны было отсутствие собственного производства двигателей, без которых сдерживался рост выпуска машин, тормозилась разработка более современных грузовиков. Реконструкция предприятия и строительство моторных цехов начались накануне войны. После ее окончания эти работы возобновились, и уже в 1945 г. был готов опытный образец нового советского семитонного грузового автомобиля с дизельным двигателем ЯАЗ-200. Сначала на нем стоял дизель американской фирмы ОМС и кабина от американского грузовика «Брокуэй», выполненная целиком из металла. После того как завершились испытания четырехцилиндрового двухтактного дизеля ЯАЗ-204, его начали устанавливать на ЯАЗ-200.

Однако увеличивающийся выпуск силовых агрегатов и трехосных тяжелых грузовиков ЯАЗ  не оставлял возможностей для наращивания в Ярославле еще и выпуска двухосных машин, поэтому их производство с 1950 г. было передано в Беларусь на только что построенный завод.  В те годы ярославские и минские грузовики отличались по облицовке радиатора. На ЯАЗах она имела горизонтальные брусья, а на МАЗах — вертикальные. Кроме того, на передней части капота у первых стояла фигурка медведя — старинная эмблема древнего Ярославля, а у вторых на боковинах капота красовался хромированный барельеф зубра. В целом и МАЗ и ЯАЗ были полностью спроектированы ярославскими конструкторами и имели много общего. Символом Минского автозавода  стало изображение беловежского зубра. Капотной фигуркой зубр был лишь на выставочных и подарочных экземплярах автомобилей, серийные же машины довольствовались хромированными барельефами, закрепленными на боковинах моторного отсека. В среде шофёрской братии эти изображения иногда именовали «окороками».

В 1947 году было изготовлено всего 18 автомобилей МАЗ-205, но уже на следующий год — 206. При этом надо учесть, что до конца 1948 года, когда первая очередь предприятия официально вступила в строй и началось серийное производство самосвалов, на заводе занимались только сборкой машин, а так же изготовлением для них деревянных кабин, передних осей и карданных валов. Почти три четверти комплектующих агрегатов тогда поступало в Минск с ЯАЗа и других заводов страны. Объёмы производственной программы из года в год росли. Например, выпуск самосвалов МАЗ-205 ежегодно удваивался — в 1949 году с заводского конвейера сошли уже 500 самосвалов. Всего же с 1947 года по конец 1950 минчане построили 3825 автосамосвала.

Все производство двухосных ЯАЗ-200, и самосвалов, и бортовых грузовиков, и седельных тягачей, перешло в Минск. Чуть позже трехосная серия ЯАЗ-210 того же ряда была передана в Кременчуг, где начал работать КрАЗ. И с 50-х годов прошлого века для ЯАЗ главная задача состояла в обеспечении двух заводов силовыми агрегатами. Первые автомобили МАЗ-205, вышедшие из заводских ворот в конце 1947 года, стали началом белорусского автомобилестроения. Но произошло это не сразу.

В конце 1948 года было завершено строительство первой, а в 1950 году и второй очереди завода. В результате в том же 1948 году стало возможным организовать серийное производство автомобилей, а с завершением строительства выйти на проектные мощности и затем превзойти их. В 1951 году завод выпустил 25 тысяч машин против 15 тысяч плановых. При этом увеличивался не только выпуск автомобилей — результатом работы конструкторов стали машины, которых не знало мировое автомобилестроение.

Первый 25-ти тонный МАЗ-525 вышел из ворот Минского автозавода 17 сентября 1950 года, машина имела полукруглую облицовку радиатора, посередине которой красовалась литая стилизованная фигурка зубра, а также поручни по бокам, облегчающие посадку в кабину. Первым серьезным испытанием для минских богатырей стало строительство Волго-Донского канала. На волжских берегах они выдержали строгий экзамен, где 525-х было перевезено до 30 процентов всех сыпучих грузов. Однако испытания на Волго-Доне выявили и множество недостатков, для устранения которых на место командировались специалисты автозавода.

На этот  самосвал установили 12-цилиндровый дефорсированный  танковый двигателя В-2, получившего обозначение «Д-12А» с мощностью 300 лошадиных сил. (Этот же двигатель в 1956 году был установлен на аэродромном тягаче МАЗ-531, который по сей день является самым большим седаном в мире!) Задний мост прикрепили к раме жестко, без каких-либо рессор, поскольку посчитали, что никакая подвеска не смогла бы выдержать ударных нагрузок, которые, между тем, достаточно часто возникали при загрузке машины каменными глыбами  с размером шесть кубометров (к слову, специально для работы в паре с этой машиной на Уральском заводе в Свердловске стали впоследствии выпускать экскаваторы с аналогичным объемом ковша). Дно кузова самосвала сделали двойным – специально для того чтобы самортизировать удары перевозимого груза.

Но главным амортизатором послужили огромные колеса диаметром 172см.  7 февраля 1951 года автомобиль-самосвал МАЗ-525 был отправлен в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, где вместе с другими минскими грузовиками и самосвалами экспонировался на боковой площадке неподалеку от строящегося павильона «Машиностроение». Посетители с большим интересом, задрав головы, взирали на необычную машину с колесами в человеческий рост. В одном американском журнале была опубликована фотография Генри Форда Второго, рассматривающего советский МАЗ-525, подпись под иллюстрацией гласила: «Западу стоит обернуться на Восток».  Вскоре, в модельный ряд большегрузных самосвалов Минского автозавода пополнился  первым в мире 40-тонный трехосным самосвалом МАЗ-530, который  на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в октябре 1958 года был отмечен высшей наградой — «Гран-при».

В последствии производство большегрузных самосвалов было передано на Белорусский автозавод (Белаз).

В течение 18 лет продукция Минского автомобильного завода оставалась неизменной — МАЗ-200 и МА3-205 доминировали в производственной программе автозавода. Выпуск устаревших «двухсотых» был прекращен только в 1966 году, когда им на смену пришло не менее легендарное поколение МАЗ-500.

Разработка бескапотных грузовиков «пятисотого» семейства была сопряжена с огромным количеством трудностей. И являлась по сути революцией в советском автомобилестроении (ссылка на материал). Переход на принципиально новую компоновку — двигатель под кабиной — мог и не состояться. У такого решения было много противников. Но усилиями молодых специалистов в 1958 году началось изготовление двух опытных образцов нового грузовика — МАЗ-500 и МАЗ-503. К ноябрьским праздникам автомобили были отправлены на испытания. К лету 1961 года экспериментальный цех завода выпустил 122 машины двух типов. Эти МАЗы были направлены на испытания в автохозяйства различных республик Советского Союза. Лес­промхозы Крайнего Севера приняли в экспериментальную эксплуатацию первые образцы нового полноприводного лесовоза МАЗ-509 и седельного тягача МАЗ-504.

Где заканчиваются опыты и начинается серия, определить сложно, но факт в том, что от производства МАЗ-200 в Минске решились отказаться только в самом конце 1965 года. Принято считать, что последний МАЗ-200, сошедший с конвейера 31 декабря 1965 года, установлен на пьедестале возле центральной проходной Минского автомобильного завода. На самом деле «двухсотые» сходили с конвейера и в 1966 году, так как на складах завода осталось большое количество неиспользованных комплектующих.

В сентябре 1970-го было начато производство модернизированных автомобилей МАЗ-500А, а в марте 1976-го с главного конвейера сошёл первый самосвал МАЗ-5549 из нового семейства автомобилей МАЗ-5335. Созданные в 70-х годах на базе четырёхосных полноприводных колесных шасси грузовые автомобили и тягачи стали незаменимыми помощниками нефтяников, геологов и строителей при освоении труднодоступных районов Сибири и Средней Азии. В 70-х годах «дальнобойные» МАЗы были лучшими грузовиками, производимыми на просторах СССР.

Начало 80-х было отмечено на заводе важным событием. 19 мая 1981 года на главном конвейере был собран первый седельный тягач МАЗ-5432 нового перспективного семейства автомобилей и автопоездов МАЗ-6422. А менее чем через два года, 16 апреля1983-го, был собран уже тысячный автомобиль этого семейства. Выпуск новых машин продолжал наращиваться. 14 апреля 1989 года был выпущен миллионный МАЗ. Им стал седельный тягач МАЗ-64221. На заводе развернулась подготовка к широкому производству трехосных седельных тягачей. В конце восьмидесятых создан опытный образец концепт-кара МАЗ-2000 «Перестройка».

В 1996 году, после успешного прохождения приемочных и эксплуатационных испытаний в автохозяйствах Республики Беларусь, был рекомендован к серийному производству новый модельный ряд МАЗ-5440. 11 марта 1997 года с конвейера Минского автомобильного завода сошёл первый магистральный тягач нового семейства МАЗ-54421. В конце 1997 года собраны автомобили МАЗ-54402 и МАЗ-544021, полностью удовлетворяющие всем европейским требованиям к большегрузным автомобилям для международных перевозок. Минский автомобильный завод, всегда игравший важную роль в развитии экономики республик бывшего Союза, и ныне обеспечивает нужды Республики Беларусь и других стран СНГ в большегрузной автомобильной технике. Минский автозавод вызывает заслуженный интерес и зарубежных партнеров.


Дополнительные материалы

МАЗ-500: История минской автомобильно-технической революции

Евро МАЗ. Истоки

Наши партнеры:

Группа компаний «КАМАЗ» — крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. ОАО «КАМАЗ» занимает 11-е место среди ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей.

Подробнее...

AMS - Автомобильные модульные системы, Приокский Машиностроительный Завод (Нижний Новгород)

Подробнее...

Представляем Вам амортизаторы и прочие авто компоненты для техники МАЗ, КАМАЗ, КразБарановичского автоагрегатного завода — одного из старейших машиностроительных предприятий Республики Беларусь. На сегодняшний день завод является одним из ведущих производителей авто компонентов для грузовой и автобусной техники. Сегодня предприятие одно из первых в автомобильной отрасли СНГ по выпуску гидравлических амортизаторов и домкратов для грузовых автомобилей, а также агрегатов, узлов и запасных частей к автотехнике.

Подробнее...

VOLAT "МИНСКИЙ ЗАВОД КОЛЁСНЫХ ТЯГАЧЕЙ" Оригинальные запасные части на технику МАЗ и спецтехнику на базе его шасси. Весь модельный ряд техники МАЗ поставляется с настоящей гарантией, действующей на всей территории РК. МАЗ сегодня – это идеальное соотношения цена/качество современных седельных тягачей, самосвалов, бортовых автомобилей и шасси для различной спецтехники. Прицепная техника МАЗ – это образец надежности и достойного применения на магистральных перевозках, на стройке, в поле или в качестве несущего полуприцепа изотермического фургона МАЗ-Купава.

Подробнее...

ОАО "Костромской завод "Мотордеталь"— крупнейшего в России и странах СНГ специализированного предприятия по производству полных комплектов деталей цилиндропоршневой группы. Предприятие выпускает четыре компонента: гильзу, поршень, поршневой палец и поршневые кольца.

Подробнее...

Фургонная фурнитура для производства и ремонта изотермических фургонов: петли дверей, опоры труб, замки, рукоятки и т.д. производства ООО “АгатСпецКомплект”, Нижний Новгород, РФ. Продукция изготавливается на основе технологий холодной штамповки и литья пластмасс. Минимальная цена! Начало продаж!

Подробнее...

Многие модели автомобильных прицепов и кузовов производства компании «МАЗ-Купава» завоевали престижные награды на международных выставках и получили положительные отзывы от иностранных специалистов.

Подробнее...

Ориентирован на изготовление ёмкостного, нестандартного оборудования и металлоконструкций по единичным, мелкосерийным и серийным заказам. Согласно приказа Министерства промышленности Республики Беларусь №65 от 30 января 2012 года, ОАО "Гродненский механический завод" включен в состав Производственного объединения "БЕЛАВТОМАЗ". Предприятие выпускает автоцистерны для пищевых продуктов (водовозы, молоковозы), автоцистерны для светлых и темных нефтепродуктов (бензовозы, нефтевозы), автоцистерны для сжиженного газа (СУГ) и иную спецтехнику по индивидуальным проектам.

Подробнее...

Лучшая коммунальная техника российского производства. Надежные мусоровозы, подметально-уборочные машины, ассенизационная, илососная и каналопромывочная техника, комбинированные машины для дорожных работ. Более 10 лет на заводе сертифицирована система менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000). Большое внимание на заводе уделяется обеспечению высокого качества выпускаемой продукции. Вся реализуемая продукция сертифицирована.

Подробнее...

Совместное белорусско-германское предприятие закрытое акционерное общество «МАЗ-MAН» — производитель современных большегрузных автомобилей европейского класса для региональных и международных перевозок, строительной и специальной техники, фронтальных погрузчиков ВМЕ.

Подробнее...

БМЕ-Дизель — первый белорусский производитель широкого ассортимента генераторов в различных исполнениях мощностью от 10 до 1000 кВА.

Подробнее...